….Le temps a laissé son manteau de vent, de froideur et de pluie -Время оставило тут свой ветер, холод и дождь, писал один из обитателей замка Блуа, Карл Орлеанский, поэт и принц начала 15 века…
Несмотря на мощь и богатство первых строителей замка, графов Блуа до 12 века и графов Шатийон до 14 века, мало что дошло до нас от жизни замка той эпохи кроме великолепного зала Генеральных штатов, порог которого вы перешагнете прежде чем попадете в жилые залы замка. Я уже писала ранее что деревянная арматура этого зала 12 века старее чем сгоревшая крыша Нотр-дама. Говорят именно здесь провела несколько ночей Жанна д’Арк прежде чем взять осаду стен Орлеана.
Но кто вписал в историю страницы жизни замка, это младшая линия династии герцогов Орлеана, которая дважды сажала своего представителя на французский трон.
Будучи ещё средневековой крепостью замок попадает в руки монархии в 1391 году. Брат царствующего короля Карла VI, Людовик Орлеанский выкупает замок у семьи Шатийон.
Настоящий ловелас Людовик был в то же время любовником жены Шатийона и несколько страстных ночей значительно уменьшат стоимость покупки. Правда Людовик вскоре забудет этот жест , получив в свои объятия следующую жертву, саму королеву, жену своего брата-короля, которого все называли сумасшедшим. Несчастный и сумасшедший Карл VI отдаст своему брату ловеласу не только власть но и жену, легкомысленную королеву Изабо дё Бавьер. Эта страстная жизнь Людовика приведет его к преждевременной смерти от рук его кузена, герцога Бургундии, мечтающего о троне.
Супругой убитого была красивая итальянка, герцогиня Милана, Валентина Висконти (кстати она была бабушкой Франциска I, почему он все время претендовал на Италию, считая что Милан принадлежал его семье а значит Франции). Итальянка запрется навсегда после убийства своего мужа в Блуа выгравировав на стенах замка « Plus n’est me rien. rien ne m’en plus » – « Ничто меня более не радует и не обрадует более ».
Карл, герцог Орлеанский, их единственный сын, наследует графство Блуа. Его несчастьям нет конца. Его дядя-король сходит с ума, идет война между Бургундией и Арманьяком за власть. Первая его супруга умирает при родах, родственники второй из рода Арманьяк, вовлекают его в войну против бургундцев. Верность монархии и отчиму заставляют Карла Орлеанского стать главой клана арманьяков, а бургундцы присоединяются к англичанам, которые высадятся во Франции в 1415 году. 25 октября во время битвы Азинкур, Карл становится пленником англичан. на 25 лет… Начинается столетняя война.
Причем Карл не был человеком военным, он был настоящим поэтом. А может он и приобщился к поэзии в долгие годы заключения ? Говорят назначенный выкуп был настолько огромным, что понадобилось почти 25 лет для того чтобы собрать деньги и выкупить его из плена, И это сделал на изумление герцог бургундский. После возврата на Родину, Карл выбирает Блуа. Супруги его уже нет в живых. Он женится заново на Марии дё Клевес, племяннице герцога Бургундии. Которая даст ему наконец-то двух наследников, в том числе будущего короля Франции Людовика XII!
Он напишет сто двадцать баллад и четыреста рондо . В Блуа, Карл и Мария ведут почти богемный образ жизни, принимая при дворе и покровительствуя им, поэтов, жонглеров, менестрелей и художников.
Настоящий расцвет замок познает в эпоху правления монархией их сына Людовика XII. Женившись на Анне Бретанской, Людовик поселится именно в этом замке, построив в кратчайшие сроки целое крыло, которое встречает вас при входе в замок, увековечив его собственной персоной в виде скульптуры всадника на коне.
В Блуа остался след и его зятя, Франциска I, который полностью переконструирует средневековую крепость, оставив от него только Зал Генеральных штатов. И не потому что он любил Блуа, а потому что его жена Клод , родившаяся здесь, любила замок . Сегодня крыло Франциска I встречает вас в своем великолепном обличие Ренессанса. Все жилые залы находятся именно здесь. Это крыло также вписало в историю кровавое убийство герцогов Гиза. Именно в этом крыле умерла Екатерина Медичи.
Замок внесён в историю монархии также как и важное политическое место, так как именно здесь в 1588 году Генрих III, прижатый Гизами, собрал генеральные штаты всей Франции разрешить конфликт религиозной войны. К сожалению эта встреча не дала положительного результата, следствием чего и явилось это кровавое убийство в его стенах синьоров королевской крови.
Затем надолго монархи оставят замок в покое. Генрих IV ненавидел это место, Людовик XIII – тем более, отослав сюда свою мать Марию Медичи. Побег её из замка известен всем. Королева-мать Мария Медичи была третьей итальянкой, волею судьбой оказавшаяся в стенах замка Блуа.
Кстати именно её второй сын, Гастон Орлеанский, вечный конспиратор, прибрав к своим рукам замок и достроив 4-ё крыло в стиле классицизма, вписал в историю замка своё имя. Сегодня крыло Гастона Орлеанского завершает архитектурный комплекс замка, соединившего в себе 4 эпохи и 4 стиля, что является уникальным случаем в истории архитектуры исторических памятников французской монархии.