Categories Версаль

Зеркальная галерея Версальского дворца

Posted on

Зеркальная галерея  – Galerie des Glaces, это сердце Версальского дворца. Самый посещаемый в мире длинный зал галереи имеет  более 73 метров длиной  и 11 метров шириной. 17 окон, параллельно которым установлены 357 зеркал, откуда ощущение, что галерея по обе стороны окнами смотрит в парк. Невозможно описать игру световых бликов днём, когда лучи солнца, освещая зал, отражаются в зеркалах, ослепляя взор и изумляя воображение. А в вечернее время? Представляете как во время дворцовых балов, свет трёх тысяч свечей отражался в зеркальных панно? Зеркальная галерея была единственным местом в мире, где в  конце 17 века можно было увидеть себя в полный рост. Технология выдувания стекла той эпохи не позволяла выпускать большие зеркала. Но Людовик  XIV добился того, чтобы его двор любовался собою в полный рост.

Сегодня я иногда вижу в комментариях на турсайтах недовольства туристов, посетивших дворец и пересекших конечно же эту галерею. «Бедная меблировка, ничего кроме зеркал и люстр….»  Не знаю, посещали ли эти туристы дворец с гидами, видимо нет, так как гиды всегда рассказывают историю этой галереи, как она строилась, как меблировалась и какие изменения претерпела в ходе истории.

Вот вам краткая экскурсия в историю галереи.

73 метра галереи зеркал восхваляют политический, экономический и артистический успех французской монархии. Украшающие свод 27 композиций Карля Лебрена и художников его мастерской иллюстрируют славную историю Людовика XIV в течение 18 первых лет его личного правления, начиная с 1661 года и до подписания Нимвегенского мира. Военные и дипломатические  победы иллюстрируют скульптуры в античном стиле.

Экономическое процветание символизируют 357 зеркал, как я писала выше. Создание этих зеркал французскими стеклодувами окончательно разбили  монополию Венецианских мастеров.

А успехи в искусстве выражены в декорациях галереи, пилястры из мрамора Ранса, покрыты капителями из позолоченной бронзы по новой модели так называемого «французского ордера», созданного художником Лебреном по просьбе Кольбера, представляющие национальные эмблемы: лилию, с сияющим над ним королевским солнцем между двумя французскими петухами.

Вне всякого сомнения, перед нами – самый дивный зал прекраснейшего в мире дворца. И когда мы восхищаемся его благородными пропорциями, когда любуемся гармонией и продуманностью декора, объединяющего галерею с двумя соседними залами – Залом войны, расположенным с севера и Залом мира, примыкающим с юга, нам и в голову не приходит, что возникновение столь цельного ансамбля было делом случая. Если сегодня галерея воспринимается нами как безусловный центр дворца, как ядро, притягивающее к себе другие помещения; кажется, будто архитекторы задумали ее раньше прочих частей замка… на самом деле она возникла уже в период реконструкции: ее возвели на месте широкой террасы которая первоначально соединяла на уровне второго этажа два дворцовых крыла, где были расположены с севера покои самого короля, а с юга – покои королевы. Это была терраса на итальянский манер, достаточно широкая, с фонтаном в центре.

Но Людовику XIV не хватает места, он задумал перевезти во дворец весь свой двор из Лувра….так рождается идея строительсства переходного зала. И когда в 1665 году архитектор Лево переделывает мраморный двор дворца, поднимая величественные колоннады северного и южного фасадов, король приказывает закрыть террасу галереей.  Строительство галереи длится более 10 лет.

Насчет меблировки. Сегодня галерею украшают античные вазы в бронзовой оправе, серебряные торшеры и канделябры, хрустальные люстры. Но практически нет мебели, кроме достаточно скромных банкеток. Но до1690 года зеркальная галерея была обставлена очень богато, исключительно серебряной мебелью. В 1682 году, в год когда двор официально перезжает в Версаль, король приказывает изготовить эту мебель, выделив из королевской казны огромную сумму денег в виде слитков серебра. Мебель была реализована в мастерских мануфактуры Гоблена. Мебель была монументальной, некоторые консоли весили до тонны. Именно эта меблировка дала титул создателю Версаля как самого большого короля мира . А французской монархии – как самой величественной в Европе.

Тем не менее в 1689 году по приказу короля, мебель пошла на переплавку монет для покрытия военных затрат во время войны с Аугсбургской лигой.

Создание мебели стоило королю 10 миллионов ливров, тогда как переплавка принесла только 2 миллиона. Но что парадоксально, сегодня большая часть серебрянной мебели Версаля декорирует монархические дворцы Европы, в частности дворец Виндзор в Англии или дворец Амалеинбург в Голландии.

И я имела огромный шанс посетить в 2007 году экспозицию  «Когда Версаль был меблирован серебряной мебелью короля», когда во дворце была выставлена собранная со всех европейских замков оригинальная мебель Людовика XIV.  Скажу вам сразу, что ощущение у меня было такое, что я оказалась при дворе великого монарха…

Тем, кто хотел бы узнать побольше, советую купить книгу альбом  Thierry Bosquet « Versailles disparu, une vision argumentée », в котором автор представляет в виде иллюстраций свое видение декорации замка эпохи короля Солнце.

Закончу свой рассказ своими ощущениями, которые обволакивают меня каждый раз когда я перешагиваю порог этой галереи.

Несмотря на обилие золота, ничего блестящего, в глаза бьется  упоительная гармония белого, серого и золотого. Конечно же вы видите алебастровые столы и вазы в бронзовой оправе, высокие торшеры, отлитые и вычеканенные из серебра,  сежду окнами на серебряных подставках расставлены внушительных размеров канделябры с изображением подвигов Геракла – истинные шедевры ювелирного искусства, банкетки и, ящики, из которых вырастают вечнозеленые апельсиновые деревья, подсвечники, кувшины, чаши, вазы из чистого серебра, люстры из хрусталя и серебра свисают на шнурах.

Но что поражает вас в первую очередь, это зеркала. Невозможно не остановиться на миг и не представить себе то, чему только они не были они свидетелями…

Вас непременно настигнут мысли о том, в этих стеклах жило отражение великого короля, сначала молодого и влюбленного, затем постаревшего, отяжелевшего, и беспомощного. Скольких королев, скольких прекрасных женщин отразили они в себе: манерную и хрупкую мадам де Помпадур; трепещущую накануне своего представления ко двору Дю Барри; шестнадцатилетнюю и веселую Марию-Антуанетту…

Мимо этих зеркал шествовали Конде и Виллар! Зеркала галереи видели, как 7 января 1689 года с текстом «Эсфири» под мышкой тут проходил Жан Расин, направляясь в апартаменты мадам де Ментенон, где должны были репетировать его пьесу. C величайшим изумлением зеркала  были свидетелями сиамских послов, что пробежали всю длину галереи, пятясь, дабы ни на секунду не оказаться спиной к королю-Солнцу….

А как не напомнить, официальный приём устроенный генералом Де Голь в честь Кеннеди с супругой Джакки?

Но вопреки своему парадному облику галерея видывала у себя не одни только величественные события и исторические фигуры… Знаете ли вы что галерея служила госпиталью во время Первой мировой войны….

И конечно же как же вам не напомнить горестный октябрь 1789 года, когда революционеры заполнили галерею, после которого зеркала затускнели надолго…

Душа зеркальной галереи перестала существовать, когда в 1870 году вслед поражения французов во франко-пресской войне, немцы избрали галерею местом крещения своей Империи. В королевском дворце Берлина и сегодня хранится картина, изображающая это событие: сколько же в ней налитых гордостью фигур, сколько касок, знамен, сапог, сколько излучающих удовлетворенное вожделение бородатых лиц! И какая демонстративная заносчивость в посадке этих рейтаров, чьи широкие плечи рисуются на серебристо-сером фоне пилястр и зеркал, со стыдом отражающих в себе это зрелище…

 Поэтому в этом духе мести именно в Зеркальном зале был подписан Версальский договор положивший конец Первой мировой войне и заново очертивший границы Европы и мира. Мы знаем, насколько этот договор «унижал» Гитлера, решившего исправить ошибку и поработить Францию в 1940 году.

Но дворец и его галерея пережили всё. Конечно же была огромная реставрация и не единожды, прежде чем она приобрела свой нынешний облик. И зеркала по прежнему продолжают отражать  таинственной и призрачной жизнью всех тех, чей образ, как след дыхания, улетучился с поверхности стекла…

Рекомендую